Скриботерапия- от лат. scribio — «писать» и therapia — «лечение»
На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. «Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге«, – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы «Полного русского письмовника». Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством (Р. Теппер).
Издавна письма были написанными от руки, они имели свой запах, цвет, почерк, форму… Сейчас все больше письма электронные. И они тоже по своему индивидуальны и наполнены Вашим смыслом.
Как говорится все новое – это хорошо забытое старое. И сегодня в психологической практике широко используется терапия посредством «письма».
Введение этой новой формы психологической помощи обусловлено тем, что не все имеют возможность обратиться на очную консультацию к психологу, а телефонное консультирование служб Доверия затрудняется из-за разного рода проблем. Среди которых: отсутствие в регионе данной службы, страх клиентов решиться на прямой разговор с психологом, перегруз или недоступность линии Телефона Доверия, если таковая имеется, либо вообще отсутствие доступа к телефону.
К тому же часть клиентов, нуждающихся в психологической помощи, находилась и находится в условиях изоляции от общества. Это, например, заключенные, отбывающие наказание, или населенные пункты не имеющие собственных служб психологической помощи, и переписка с психологами, психотерапевтами в районных, областных центрах является единственной возможностью получения психологической помощи жителями района, области.
Различные термины — «психотерапевтическое письмо», «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «терапия домашней перепиской с врачом», «терапия письмом» — вносят значительный разнобой, порой разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины методики. Исходя из этого, отечественными психологами введено новое наименование, устраняющее пестроту, а порой излишнее многословие прежних названий, термин «скриботерапия» (от латинских слов: scribo — «писать» и therapia — «лечение»), имея в виду то, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так вербальное и невербальное самовыражение клиента.
Естественно, лучшим вариантом «скриботерапии» будет консультационная или психотерапевтическая переписка обычным письмом от руки, но сейчас возможна работа и по E-mail или соц. сети, это самая анонимная, доступная, и недорогая, и в тоже время довольно эффективная психологическая помощь и психотерапия при различных психологических, эмоциональных проблемах и расстройствах личности на сегодняшний день.
Иногда, человеку достаточно просто высказать наболевшее и разрядить негативные эмоции (крик души), чтобы он почувствовал себя снова счастливым.
Марк Евгеньевич Бурно отмечал, что пациенты с давних пор своими письмами подсказывали врачам этот психотерапевтический способ. После выхода в свет знаменитых психотерапевтических писем Гуго Оппенгейма (1908) появилось немало изданий в таком духе и научных работ о терапии письмами, особенно в последние годы [Бурно М. Е., 1978; Леви В. Л., 1982; Lereboullet J., 1972; Rosenbaum М., 1977].
Терапия письмом, что она из себя представляет и каковы терапевтические »механизмы» данного метода?
В наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося «скриботерапией», работающего с письмом, можно разделить на два этапа:
- психодиагностика,
— консультирование или психотерапия.
Опыт, накопленный на сегодняшний день практической психологией и психотерапией, позволяет говорить о следующих диагностических возможностях «скриботерапии».
Целебное действие письма (более сильное, нежели беседа о том же) может объясняться самим фактом чтения письма. И. 3. Вельвовский и М. Е. Марков (1968) говорят здесь о более адекватном для некоторых пациентов «пути воздействия именно через зрительный анализатор».
- Подробнейшее изложение истории психологического страдания, многих побудительных причин, мотивов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме, раскрывают проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация.
-
Письмо можно не спеша и уединившись перечитывать, вдумываясь в смысл отдельных фраз, выражений (после живой беседы нередко рассеянный пациент мучается сомнениями в отношении сказанного консультантом: так ли понял психолога или здесь был иной смысловой оттенок).
-
Пациент и психолог нередко в письме выказывают себя более раскрепощенно, тепло. Отчасти и поэтому доводы их в письмах подчас более убедительны. Зато, конечно, в письме нет той особенной, не заменимой ничем душевной, духовной окраски, мелодии, которая звучит при непосредственно-живом общении с человеком, когда бессознательно целебно улавливаются и тембр голоса врача, и какой-то момент в костюме, и какой-нибудь волнистый седой волос, внушающий вдруг (неизвестно почему!) бесповоротное доверие.
-
Почерк, стиль, манера изложения в письме психолога и пациента сами по себе иногда тонко выражают их индивидуальные особенности, обогащая терапевтическое личностное общение.
-
Письмо внутренне свободно, как и эссе. Это и исповедь, и вопросы (например, интимные), которые трудно задать в беседе. Мало того, что можно писать в письме обо всем на свете, перескакивая, по надобности, от описания расстройств настроения к вороне, сидящей за окном на снежной ветке. Возможно, вдруг среди эпистолярной прозы написать формулу, стихотворные строчки, музыкальную мелодию, нарисовать схему, картинку или некоторые слова написать разноцветными фломастерами и т. д. — для более точного выражения своих переживаний, раздумий.
6.Стиль, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику.
7.Зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрические учреждения.
8.Терапевтическая сила писем увеличивается, если в письма вкладываются сделанные консультантом и пациентом фотоснимки, созвучные типографские открытки, сообщающие что-то существенное в форме невербального диалога. Бывает, конкретная переписка о главном идет трудно, но удается рассказывать в письмах друг другу о настроении, раздумьях, возникших при общении с присланным фотоснимком, и таким «подводным» образом говорить о главном.
9.Переписка с психологом может захватить, творчески «расшевелить» даже тяжелого пациента в том отношении, что постоянно в душе он теперь разговаривает с психотерапевтом, пишет ему письма (даже если рвет их), размышляет над тем, что написать, анализирует свое состояние, раздумывая, как бы точнее его описать в письме, предполагает, как может ответить психолог, и т. д.
10.Контент-анализ, более приемлемый для исследования писем от группы людей со сходными психологическими проблемами, может быть использован и как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная пере-писка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может быть косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии.
Стоит обратить внимание и на некоторые специфические особенности, отличающие консультативно-психотерапевтическое письмо от письма обычного или делового.
Письмо в обязательном порядке должно писаться от руки, а не печататься, например, на компьютере — это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант (психотерапевт) может прочитать и внести в него необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное, при получении повторного письма.
Но в эпоху технического прогресса и усовершенствования компьютерных технологии находят более широкое применение интернет-консультирование, переписка через электронную почту, он-лайн консультирование, но в основе всех этих направлений лежит «скриботерапия».
Использование «скриботерапии» (консультативно-психотерапевтической переписки) чрезвычайно перспективно расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей.
Литература: Бруно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987. 2. Максшан С.П., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб., 1993.