ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этические принципы призваны обеспечить:

решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

сохранение доверия между психологом и клиентом;

укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

  1. Принцип конфиденциальности.

  2. Принцип компетентности.

  3. Принцип ответственности.

  4. Принцип этической и юридической правомочности.

  5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

  6. Принцип благополучия клиента.

  7. Принцип профессиональной кооперации.

  8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

  9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах и в своей работе руководствовались определенными этическими принципами.

Психолог, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства.

Прежде всего, он ответственен перед клиентом.

Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии.

Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психолога.

Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

Для современных психологов, реализующих знания в различных областях психологической науки, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа.

Это относится и к психологам-практикам, и к психологам-теоретикам, разрабатывающим методологию науки, и, к организующим исследования, экспериментаторам.

Термином «профессионально-этические принципы» определяется необходимость связи между высоким профессионализмом и этическим уровнем работы психолога.

Принципы сформулированы так, чтобы помочь психологу определить свою позицию в вопросах этики, защитить клиентов и испытуемых, отдельных лиц или групп от неправильного или вредного воздействия, а так же помочь служить основой для сохранения доверия в психологической практике и теории.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи должны руководствоваться Этическим Кодексом, который непосредственно касается его основного вида деятельности.

Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи в профессиональной деятельности должны выбирать соответствие более высоким стандартам.

За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание.

В случае серьезных нарушений Этического Кодекса речь может идти о привлечении психолога-консультанта к суду.

Этический кодекс психолога-консультанта РФ

Этический Кодекс психологов призван:

— оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;

— защищать психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций;

Психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Психологи должны осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов. В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты должны делать все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

Психолог, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

Психологи должны наделять своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

4. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Так же в Кодексе оговорены правила касающиеся таких тем, как посягательства на честь и достоинство клиентов, отношение к личным проблемам; ненанесения вреда; неправильное использование психологических знаний; неправильное использование психологами-консультантами результатов их работы; вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты труда психологов-консультантов; вопросы публичного выступления и публикаций и другие.

Заключение

В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

  1. Этические принципы работы психолога при использовании психодиагностики

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Важнейшими условиями успешности психодиагностики являются, с одной стороны, готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования и — с другой — позиция, которую занимает в этой системе взаимоотношений сам исследователь.

Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику.

Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.

К этим принципам относятся:

  • Принцип ответственности,когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

  • Принцип компетентности,то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

  • Принцип профессиональной тайны,то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

  • Принцип обеспечения суверенных прав личности,то есть каждый человек имеет право на тайну, ипринцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

  • Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

  • Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

  • Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

  • Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

  • Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

  • Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

  • Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.

  • Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.